Мавзолей Пахлаван Махмуда


 

Мавзолей Пахлаван Махмуда первоначально был выстроен в основном, в ХIV веке в форме маленькой гурханы (помещения для захоронения), в которой был похоронен большой “Пир” (духовный наставник) своего времени – Пахлаван Махмуд (1247-1326). Пахлаван Махмуд родился в 1247 году в городе Хиве, в семье ремесленника скорняка, шьющего хорезмские тулупы (постуны). Ещё в ранней юности занимался ремеслом отца – изготовлением постунов, позже овладел грамотой, достиг степени великого поэта-философа. Кроме этого он был ещё сильным борцом (курашистом), и за свои 79 лет жизни ни разу не потерпел поражения в состязаниях борцов. О Пахлаване Махмуде сохранилось большое количество преданий. В одном из них рассказывается: -“В давние времена на месте Хивы располагалась безводная степь (пустыня). После того как Куня Ургенч (древний город Гургандж–столица государства хорезмшахов, ныне находится на территории Туркмении) был полностью разрушен после нашествия монгольских полчищ Чингизхана, его население рассеялось в разные стороны государства. В том числе, отец Пахлавана Махмуда вместе со своей женой, которой была беременна, переселились в город Хиву. В конце пути при въезде в Хиву, когда семья Пиряра Вали (отца будущего Пахлавана Махмуда) приблизилась к селению Кият у жены начались схватки и она родила мальчика, которого нарекли именем Махмуд. Достигнув 15 лет мальчик стал сильным борцом, известным богатырём (пахлаваном). Учавствуя в состязаниях борцов соседних с Хорезмом государств 

1Ирана, Хорасана, Индии и других стран он всегда одерживал победы. Рассказывают, что однажды он был приглашён на состязания борцов в Индию, куда съехались сильнейшие богатыри со всего Востока. Там одолев всех борцов, он одержал также победу над очень сильными борцом индийского царя. Индийский царь, восхищёный необычайной силой хивинского богатыря, сказал ему- “Проси у меня что хочешь”. На что Пахлаван Махмуд ответил царю: - “Освободите от неволи, и  отпустите со мной на Родину моих соотечественников, которые вместятся в невыделанную (сыромятную) кожу быка”. Царь согласился и повелел принести кожу быка. Пахлаван Махмуд нарезал кожу на тонкие ленты и соединив их друг с другом в один длинный пояс, обвёл им большую площадь в виде загона, внутри которого разместил большое число хорезмийцев и отправился с ними в Хиву. Прибывших с ним он разместил в окрестностях города, в селении Шихляр (Шейхов). И до настоящего времени старожилы селения подтверждают это предание говоря, что до прихода власти советов представители селения были на службе в мавзолее Пахлавана Махмуда. Данное предание показывает в какой степени Пахлаван Махмуд был человеком мудрым, гуманным, заботящимся о народе. Его называли также  свободомыслящим учёным-философом, обладателем большого таланта и проницательности, в отношении поэтической наблюдательности – “Хайямом Хорезма”. Это конечно, неспроста. По мнению учёных-исследователей, Пахлаван Махмуд и в стихах и в философии был не только достойным продолжателем Омара Хайяма, но также и в литературе народов, говорящих на языке фарси и тюрки не было поэта, после Омара Хайяма, который мог бы с ним сравниться в написании рубаи (четверостиший). Великие поэты как Абдурахман Джами, Навои, Физули, Бабур хотя и пробовали свои силы в жанре рубаи, но этот жанр стоял в их творчестве на 2-месте. Пахлаван Махмуд в своём творчестве развивал философские и художественные идеи в духе своего времени, поднял хайямоведение на небывалую высоту. Его творчество занимает особое место в литературе Востока. Пахлавана Махмуда в тот период возвеличивали такими эпитетами, как “Хайям Хорезма”, “Мазандеранский тигр”. Он писал лирические стихи (газели) под псевдонимом  “Китоли”, – боец, в 1303–1304 годах создал произведение под названием “Канз ул-хакоик” (“Сокровищница истин”), но к сожалению, это произведение не дошло до наших дней. Обратите внимание, как написаны его изящные и приятные рубаи сильного искусного исполнения в духе “Хайямнама”, глубокого содержания:

       Мир подобен золочёному кувшину,

       Вода его то сладостна, то подобна горькому вину.

       Эй несведущий, не надейся много на жизнь свою,

       Смерть повисла над головою подобно клинку.

       Зодчий мира возведя дворец-айван,

       Лишь его построив, рушит тот айван.

       Доведя сегодня его купол до небес,

       Назавтра с землёй сравняет тот айван.

Человек, прочитавший такие проникновенные строки, сразу почувствует силу мировоззрения поэта, его гуманистические ощущения. В сущности, являющийся приверженцем течения суфизма Паҳлавон Маҳмуд высоко оценивает умственные и творческие возможности человека. Известный литератор Тухтасин Джалалов, вложивший много труда в восстановление исторической биографии Пахлавана Махмуда, и подготовивший его уникальные рубаи к изданию, пишет следующие строки: -“Следует особо отметить то, что эпоха, в которую родился и в которой жил поэт приходилась на 10 летия, последовавшие за кровопролитным нашествием Чингизхана, принесшем самые тяжёлые бедствия в истории Хорезма, приводит в восҳищение то, что в отечестве, которое пережило такие ужасающие бедствия, в период, когда не успели ещё зажить нанесённые ему большие раны, сердце великого поэта, появившегося на свет вскипало как морские волны”.

 

DSC_1946

 

По завещанию поэта его тело было захоронено в помещении его бывшей скорняжной мастерской. Его многогранная, жизненная деятельность была настолько плодотворной, что несмотря на то, что прошло немного времени после смерти поэта, он был внесён в ряд известных святых, а могила его превратилось в место паломничества. Мавзолей Пахлавана Махмуда и территория вокруг него с течением времени, считаясь почитаемой, была благоустроена со стороны многих властителей Хорезма.

В исторических источниках упоминается что в мавзолее была установлена дверь со стороны сахибкирана Амира Тимура. Нахождение внутри мавзолея надгробий Абулгазихана, Анушахана и Арангхана, подтверждает о том, что мавзолей и гробница поэта были благоустроены и в периоды их властвования. В 1701-1702 годах хан Хивы Шахниязхан перестроил мавзолей заново, с этого периода до наших дней сохранилась в качестве памяти центральная входная дверь при входе в комплекс мавзолея (с улицы). Из надписей, нанесённых на дверь мастерами резьбы по дереву, становится известным, что в этих надписях приведены суры из Корана, хадисы и хронограммы в стихах. Лицевая часть двери украшена традиционными хорезмскими растительными узорами турундж, мадохиль и другим видами орнамента. Приводим один фрагмент надписи на этих дверях:

“Принимающее мольбы измученных сердец это лучезарное строение построено Шахниязханом (в 1702 году), выкопан также колодец. Он сам в этом месте и похоронен. Резчик уста Надир Мухаммед”.

Настоящий мавзолей начал строиться Мухаммед Рахимханом I (1806 –1825) после успешного похода в 1810 году в город Кунград  и был завершён строительством в период правления его сына Аллакулихана. Мавзолей состоит из 3 частей: кабрханы (могильного помещения), зияратханы, ханака, справа от которого находится коридор, ведущий к мечети Джума. В купольном помещении гурханы (кабрханы), расположенной в западной части мавзолея похоронен Пахлаван Махмуд. Около северной стены ханака в узорной арочной нише находится гробница Мухаммед Рахимхана I, а вблизи неё, перед ним установлены намогильные плиты хивинских ханов Абулгазихана и Анушахана. В арочной нише коридора и меется захоронение Аллакулихана. Территория вокруг мавзолея Пахлавана Махмуда к концу XIX века оформилась в фамильную усыпальницу кунградской династии хивинских ханов и их близких.

DSC_1939

Строительство здания осуществлялось под руководством мастера из Хазараспа Адина Мухаммед Мурада. Мастер сумел умело объединить большие и маленькие элементы строительной техники и искусства оформления (узорные майоликовые плитки) в единое архитектурное целое. Майоликовые плитки украсили надгробия, внешний купол и портальную часть мавзолея, в это время интерьеры комнат были оштукатурены ганчем. К 1825 году по повелению Аллақулихана(1825–1842) кабрхана,  зияратхана и ханака были украшены майоликовыми плитками с растительными хивинскими узорами. Именно в этот период купола зияратханы и кабрханы с наружной стороны были покрыты голубыми, изумрудными глазурованными кирпичиками. Вместо некоторых отпавших майоликовых плиток на портальной части мавзолея были установлены аналогичные им новые плитки. Приведя переднюю часть одной комнаты в широком купольном коридоре (далане) в арочную нишу пятигранной формы, здесь была установлена гробница Аллакулихана. Стены помещения мавзолея  облицованы майоликовыми плитками с растительными узорами и установлена медная художественная решётка (панджара). В строительных работах хивинские мастера Мулла Нурмухаммед сын уста Каландара, Суфимухаммед Нияз сын уста Абдужаббара и уста Абдулла “джин” сумели показать своё редкое искусство. В верхней части большого ханака (на высоте 25 метров) мастера в обрамлении растительных хивинских узоров поместили 22 рубаи (четверостишия) Пахлавана Махмуда, имена мастеров, отрывки из хадисов, хронограммы (тарих) на языке фарси, на котором и сами упражнялись в стихосложении. На верхней части двери в картуше при входе в кабрхану написаны следующие рубаи поэта на фарси:

       Триста гор кавказских истолочь пестом,

       Иль, целый век томиться под замком.

       Окрасить небо кровью сердца легче.

       Чем провести мгновение с глупцом.

В 1910 – 1913 годах в западной части мавзолея хан Хивы Исфандиярхан II (1910 – 1918) возвёл для своей матери, для себя и своего сына кабрхану и двухэтажное здание кариханы, состоящее из четырёх худжр. Строительные работы возглавил зодчий уста Курбаннияз, напротив здания кариханы был построен айван с резными колоннами. В 1960 году верхняя часть большого купола ханака, карихана и айван комплекса мавзолея Пахлавана Махмуда были реставрированы при участии мастера уста Рузмета Машарипова (“Рузмет арбаба”), после чего мавзолей приобрёл первозданный облик.

 

20130410_174217

 

В настоящее время в помещениях комплекса располагается “Фонд Пахлавана Махмуда”, находящийся в ведении духовного управления Мусульман Узбекистана. Вследствие того, что некоторые части сооружения нуждались в реставрации, в 2007 году колонны айвана, коридоры, территория вокруг колодца и и миниатюрный деревянный купол над колодцем, некоторые отпавшие майоликовые плитки портала мавзолея были заново реставрированы.  

 

   


 

    

 

 

 

 

 

 

         

Ак-мечеть

Ата-Дарваза

Бани Анушхана

Бастион Акших бобо

Ворота Багча Дарвaза

Ворота Палван Дарваза

Ворота Таш Дарвaза

                                            Далее...





 

 


 

Телефон доверия (7/24): +998 62 224 67 37