История Хорезма


 

Хорезм – одна из самых древних историко-культурных областей Средней Азии. Первые упоминания о Хорезме встречаются в надписях на Бехистунской скале сделанных во времена Дария I и в «Авесте», многие исследователи отождествляют с Хорезмом первую зороастрийскую страну, авестийскую Арьянам-войчах. Древнейшие археологические памятники Хорезма относятся к эпохе неолита. На территории древней дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящихся к культуре IV-III тыс.до.н.э.

Источники эпохи арабского завоевания называют Хорезм - Страной тысячи крепостей. И в самом деле, сегодня на территории Хорезмской области археологами обнаружено множество древних городищ, некогда бывших мощными крепостями и царскими дворцами. Самыми известными из них являются Топрак-кала, Джанбас-Кала, Кой-Крылган-кала, Кызыл-Кала и Аяз-кала (Кала в переводе означает крепость). Даже сегодня грандиозность и масштабы руин поражают своим великолепием и мощью. Тысячи крепостей раскинулись на огромных просторах безводных степей и как исполинские истуканы они хранят тайны Древнего Хорезма.

Господствующей формой религии в Хорезме был зороастризм. В некоторых поселениях обнаружены «храмы огня».
Хорезм интересен не только многочисленными руинами крепостей античного и ранне-средневекового периода. Он по праву может считаться Родиной одной из древнейших религий мира – зороастризма. Исследователи «Авесты» - священной книги зороастрийцев считают, что именно территория Большого Хорезма (сюда входили территории непосредственно Хорезма, Туркмении, Афганистана вплоть до северного Ирана) была очагом возникновения этой древней религии. Существует разногласия по поводу того, где именно на территории Большого Хорезма была написана Авеста, но большинство ученых считают, что это, несомненно, современный Хорезм.

В 712 году Хорезм завоевали арабы. Все большее значение стала приобретать столица Северного Хорезма – Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 году объединил Хорезм. В это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авицена).

Огромную роль Хорезм сыграл в развитии караванной торговли, связавшей в средние века отдаленные друг от друга тысячами километров народы и страны. В Китай и Монголию торговые караваны отправлялись и прямо из Ургенча - через Кызылкумы, на Сырдарью и далее на восток. Другой торговый путь связывал Иран и Среднюю Азию с Восточной Европой. Северным форпостом и одновременно крупным рынком и ремесленным центром этого пути как раз и являлся Ургенч. Отсюда караваны уходили в далекие, пролегавшие по пустынным и безводным районам пути: на Сырдарью, к Каспийскому морю и, главное, на северо-запад в страны булгар и хазар. Шедшие оттуда товары привозились на рынки Хорезма, а уже отсюда, в свою очередь, распространялись дальше по караванным путям.

Первая попытка проникновения России в Хорезм была предпринята Петром I, пославшим небольшую экспедицию под начальством Бековича-Черкасского в 1717 году, которая закончилась провалом этой экспедиции. В феврале 1920 года армией большевиков был свергнут последний хивинский хан Саид Абдулла и провозглашена советская республика. 31 августа 1991 года было реализовано неотъемлемое право узбекского народа – право на свободное самоопределение. На внеочередной сессии Верховного Совета республики была провозглашена независимость Республики Узбекистан.

История Хорезма по своей древности не уступает истории таких древних цивилизаций как египетская, месопотамская и индийская. Она насчитывает почти три тысячи лет и является самой древней на территории Центральной Азии. Хорезм уникален памятниками архитектуры, которые по сложности конструкций не уступают египетским пирамидам и греческим храмам. Особый интерес представляет хорезмская культура, которая по своей самобытности резко отличается от культуры остальных регионов Центральной Азии.

         

 


 

 


 

 


 

Телефон доверия (7/24): +998 62 224 67 37