Гарем дворца Таш-Хаули


 

Среди властителей Востока было в обычае с древности, строить роскошные дворцы для того, чтобы жить, властвовать, встречать гостей, а также с целью показать мощь и силу государства. Дворцы считались местом, где жил сам хан и его близкие, выполнялись государственные дела. По этой причине, в городе Хиве имеется не один, а несколько ханских дворцов, сохранившихся и дошедших до наших дней в целостном архитектурном виде. Одним из таких дворцов является знаменитый дворец Аллакулихана Таш-хаули (каменный дворец). Дворец Таш-хаули (80 х 80 м.) Является ярким образцом архитектурного искусства ХIХ века, по внешнему строению и приёмам строительства напоминает дворец Куня-арк. Дворец выстроен в 1830 – 1838 годах ханом Хивы Аллакулиханом (жил в 1794–1842 годах). По историческим сведениям при строительстве дворца применялись различные методы, и строительство его несколько раз приостанавливалось и снова возобновлялось уже другим зодчим. Дворец вместе с другими зданиями, находящимися вблизи восточных ворот Ичан-калы составил единый ансамбль, и главный общественный центр города переместился на это место. 

DSC_0735

Имеющий величественный и роскошный вид, дворец строился в течение долгого времени. На его строительство были мобилизованы лучшие мастера-зодчие, мастера орнаментальной росписи (наккаши), мастера изготовления майолики (кашинпазы). Дворец Таш-хаули своими высокими башнями стен и массивными воротами напоминает укреплённую крепость. Аллакулихан долго готовился к строительству этого дворца. Причиной названия дворца Таш-хаули (“каменный дворец”) послужило его необычное великолепие и чрезвычайная красота его архитектурных форм, а также то, что стены дворца были выложены из хорезмских традиционных жжёных кирпичей квадратной формы в отличие от прежних, которые были сложены из пахсовых блоков. Дворец состоит из трёх больших дворов – курынышханы, мехманханы и гарема, а также пяти малых дворов и 163 помещений (в 1922 году во дворце был создан музей, в определённой части дворца до 1924 года жила ханская родня. У внука Аллакулихана Бабаджана тюря (царевича), который в то время был ещё жив, удалось узнать сведения об истории строительства здания и о цели  использования каждого помещения дворца. По сведениям, изложенным в рассказе Бабаджан тюря во дворце было 111 помещений. Рукопись, написанная по этому рассказу в настоящее время хранится в институте Востоковедения Академии наук Узбекистана (рукопись Абдуллы Балтаева, порядковый номер 9321).

Надписи на резных деревянных колоннах, мраморных плитах, потолках, стенах интерьера здания сообщают о том, что дворец строился в течение 8 лет, то есть в 1830 – 1838 годах. Как стало известно срок строительства делился на несколько периодов. Сначала было построено отдельно здание гарема, которое представляло собой строение в виде прямого четырёхугольника с просторным двором такой же формы, обстроенной по всему периметру 1-2 этажными помещениями. Дворец был окружён толстой стеной с башнями по углам. Структуру жилых помещений можно ясно почувствовать в расположении гарема и объёме помещений, в их сообщении и связи друг с другом. Дворец намеренно удлинён в направлении запад-восток, потому что в этом положении большинство помещений оказываются на стороне, обращённой к солнцу. Вся южная часть гарема была предназначена для четырёх жён хана, в оставшихся помещениях проживали   янга (свахи) и прислуга. Естественно, что госпожам (жёнам хана) выделялись самые красивые и удобные комнаты. Покои каждой из них состояли из одноколонного высокого айвана, просторного помещения, находящегося за айваном и маленькой комнаты, выполнявшей функции амбара (казнак) или анжамхана (комнаты для хранения украшений и личных вещей). За самым крайним айваном, находящимся в восточной части был расположен коридор, ведущий в резиденцию хана. Этот айван относительно выше чем другие, и более разукрашен, позади его имеется маленький коридор и две комнаты, которые предназначались для родственников. В комнату, находящуюся на втором этаже за айваном, ведёт специальная лестница. Пятеро больших айванов и помещений за ними, богато украшенных изящными майоликовыми плитками в сплетении хорезмских узоров,  предназначались для хана и его четырёх жён. Двери и колонны дворца считаются одними из самых лучших образцов хивинского искусства резьбы по дереву.  В ажурных резных узорах на мраморных подставках для колонн, в железных панджара (художественных решётках) нашло выражение  

DSC_0459

самое совершенное искусство мастеров Хивы. На лицевой части мраморной подставки для колонн айвана, находящегося после большого айвана, в  окаймлении растительных узоров “ислими” нанесён знак, обозначающий “вечность” бытия. Говорят, что жена, родившая хану наследника проживала вблизи спальной комнаты хана. Такой же знак нанесён на центральную часть резной деревянной колонны айвана, находящейся в самом конце гарема. Знак в этом месте не очень бросается в глаза, и в нём соответственно, также должно иметься какое-то значение. Все помещения, обращённые во двор  гарема богато украшены. Глазурованные панно с разнообразными цветистыми узорами, резные деревянные  колонны и узорные мраморные подставки для колонн, покрытые орнаментом потолки и в целом свободное строение двора напоминает чудесную картинную галерею. Здесь каждый айван и каждое панно – является ярким произведением искусства. Самые лучшие достижения народных мастеров в области архитектурного орнамента и монументального прикладного искусства нашли своё выражение в украшениях стен гарема. Растительные, геометрические (гирих) узоры на больших глазурованных панно стен айвана, украшения на них не похожи друг на друга. Особенно тонко выполнены резные узоры на колоннах и дверях:- поверхности стволов колонн заполнены двух, трёхслойным резным орнаментом. На потолках, будучи отражением синеватой майолики, применены красновато-коричневые цвета. Заслуживает интереса тот факт, что ни на одном потолке рельефные узоры гирих и хаузак повторно не встречаются, образцы узоров на стенах маленьких айванов выполнены в своебразной манере. Изображения букетов трактуются очень свободно и естественно. Сложная и ажурная резьба на мраморных подставках, девяти бронзовых панджара – является результатом стремления мастеров-чеканщиков во всей полноте продемонстрировать своё высокое мастерство. Колонна основного айвана на восточной стороне украшена очень красочными и ажурными узорами, узорные цветы на потолке и стенах выполнены  чрезвычайно мелким и сложным орнаментом. Относительно пышно украшенного двора амбар, далан (длинный крытый коридор) и балаханы выглядят очень неприглядно. От дыма открытого очага стены и потолок амбара покрылись чёрной копотью. Далан, соединящий айван ханских жён с жилой комнатой хана незначительно освещается лишь через отверстия, проделанные наверху. Для того чтобы пройти во двор курынышханы или арзханы приходится идти через несколько полутёмных помещений-далан.

Очередным построенным зданием дворца является мехманхана (гостиный двор) (43 х 36 м). Его строение напоминает арзхану (приёмный двор) дворца Таш-хаули и курынышхану дворца Куня-арк, оно построено в 1832–34 годах. Небольшой по размеру двор  квадратной формы окружён помещениями по всему периметру.Во дворе имеются две круглые каменные возвышения(суфы) для  юрт. В своё время в этих юртах устраивались большие пиршества для ханских гостей. На стенах айвана, украшенных майоликой написаны стихи Агехи на языке фарси.

В главном айване, обращённом на север проводились основные церемонии приёмов. Путешественники, послы, бывшие на приёме у хана и беседовавшие с ним уподобляли эти айваны театральной сцене. Послы, прибывшие в курынышхану возвеличивали Аллакулихана эпитетами -“Властитель Джейхуна, эмир всех городов страны Хорезм, властелин Хивы, потомок Мухаммеда, да будет мир над ним, могущественный шахиншах!”-, и целуя перед ним землю, со смиренным поклоном, говорили,- “О шахиншах, с неизмеримым могуществом, повелитель священной Хивы и Хорезма! Ваше великодушие, милосердие не имеют границ”!

Украшения мехманханы не уступают украшениям айвана, но здесь мастера узоры на глазурованных майоликовых плитках выполнили по другому. Художники-керамисты применили много светло-синей (темно-голубой)  краски. Довольно высокий главный айван, стены ровно покрытые глазурованной майоликой, потолки с яркими узорами, зубчатый карниз и куполки (шишечки) придают двору живописный и роскошный вид. Двор мехманханы имеет чёткую форму, вблизи большого айвана находится несколько вспомогательных комнат. На противоположной стороне вместо трёх комнат выстроен один большой зал. В зал можно зайти с дворика мулазимханы (комнаты придворных слуг), западная стена, в которой установлена дверь не имеет никаких украшений, потому что рядом со стеной располагался далан(длинный коридор) и несколько комнат для  стражников. 

DSC_0452

Дворец Аллакулихана является самым ярким памятником архитектуры XIX века в Хиве. В воспоминаниях, прибывшего в 1842 году в Хиву одного из русских послов, сообщается: -“около рынка Ичан-калы расположен один дворец. Он окружён высокой кирпичной стеной. Во дворце проживает второй сын хивинского хана. В великолепном дворце Куня-арк, находящемся в западной части крепости проживает сановный хан Хивы – Аллакулихан”. Эти сведения были подтверждены и внуком Аллакулихана Бабаджан тюря, по его рассказу, в то время сын хана Рахимкули тюря жил во дворце Таш-хаули и осуществил во дворце незначительное строительство.

В гаремной части дворца Таш-хаули в 1945–1983 годах был расположен музей истории. Реставрационные работы, начатые в 1976 году были завершены в 1989 году, в том же году в здании гарема открылась экспозиция музея “Ремесло Хорезма”, которая действует до настоящего времени. В 1997 году во дворце Таш-хаули, в связи с проведением 2500 летнего юбилея города Хивы были проведены большие реставрационные работы в широком масштабе.  

Во дворце Таш-хаули на протяжение многих лет несколько раз проводились реставрационные работы. В 1982 – 1983 годах реставрировались потолки айвана, на реставрационные работы, проведённые в 1976 – 1989 годах в гаремной части дворца, было выделено государством и освоено 551 тысяч  888 сумов (рублей) денежных средств. В 1997 году осуществлялась реставрация по вымостке жжёным кирпичом нижней части дворца. Здания мехманханы и арзханы дворца Таш-хаули в 2001 году были заново реставрированы, и открыты для обозрения туристов. В этих дворах в настоящее время действуют интерьеры “Диванбеги”, “Мирза” и “Юрта”. 

 

        
         

Ак-мечеть

Ата-Дарваза

Бани Анушхана

Бастион Акших бобо

Ворота Багча Дарвaза

Ворота Палван Дарваза

Ворота Таш Дарвaза

                                            Далее...







     

 

Телефон доверия (7/24): +998 62 224 67 37