Культура Хорезма


  

Формировавшаяся на протяжении многих тысячелетий в поймах полноводной Амударьи культура Хорезма по праву принадлежит к величайшим достижениям мировой цивилизации и отражает многообразие духовного богатства Узбекистана. В VIII в. в связи с завоеванием Средней Азии арабами в государствах Междуречья распространяется исламская религия. В это время происходят радикальные изменения в культуре и искусстве Хорезма. Под воздействием новой идеологии меняется облик и структура городов, строятся новые религиозно-культовые и административные сооружения - мечети, медресе,мавзолеи, караван-сараи. Начиная с IX - X вв. на первый план выдвигается архитектура и ремесла.

В то же время исчезают монументальные виды изобразительного искусства - настенная живопись, скульптура, уходят из сакрального обихода предметы, связанные с прежними культами и религиозными представлениями - оссуарии. 

 

 


 

 

 

 

 

Меняется содержание и тематика искусства - исчезают фигуративные изображения, на их место приходит орнаментально-плоскостный стиль растительно-геометрического характера. Орнамент становится главным в оформлении многочисленных произведений художественного ремесла Хорезма, среди которых наибольшее распространение получает поливная керамика. Орнамент в виде поливных плиток, резьбы по ганчу и дереву проникает и в оформление новых архитектурных сооружений. 

Использование с XI - XII вв. в качестве строительного материала жженого кирпича, резной терракоты и поливных плиток, резного дерева в декоре заложило основы новой эстетики зодчества Хорезма. 

Хорезм интересен не только многочисленными руинами крепостей античного и ранне-средневекового периода. Он по праву может считаться Родиной одной из древнейших религий мира – зороастризма. Исследователи «Авесты» - священной книги зороастрийцев считают, что именно территория Большого Хорезма (сюда входили территории непосредственно Хорезма, Туркмении, Афганистана вплоть до северного Ирана) была очагом возникновения этой древней религии. Существует разногласия по поводу того, где именно на территории Большого Хорезма была написана Авеста, но большинство ученых считают, что это, несомненно, современный Хорезм.

Хорезмийский танец – является одной из визитных карточек региона. Танцу Хорезма много сотен лет, в нем более чем в каком-либо виде искусства, на редкость ярко, своеобразно, лаконично и точно  выражен характер народа - неуёмные темперамент, бунтующая энергия, восторженное приятие жизни. В его танце - отдельные движения тела, сложные танцевальные фразы и простейшие к своей конструкции жесты выражают душевные порывы настроения, ощущения, образно отражают явления окружающей природы и аллегорично воссоздают жизнь мира животных, зверей, птиц, грациозно подражают трудовым действиям, подчинив их законам ритма и повторяют будто бы бытовую жестикуляцию.

Все основные жанры, формы движений, движения, дожившие до наших дней, сведены в своеобразный сборник: сюиту, которая названа непереводимым словом "Маком". Самый популярный танец Хорезма - "Лазги", среди популярных - "Бурдам" ("Игрок"), "Раталла" ("Птичий гомон"), "Галалайлим" ("Птичий базар"), "Машъалла" ("Факельщик") и другие.

Хорезм славился искусством ковроделия, которым занимались в основном кочевые племена туркмен или каракалпаков, в домах хорезмийцев также были ковроткацкие станки, на которых женщины ткали ворсовые ковры и другие бытовые изделия. В этот период в Хорезме производились разнообразные шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные ткани. Получило широкое распространение и искусство хорезмской набойки - двухцветной и полихромной. Набойки изготовлялись полотнами и использовались для одежды, скатертей и других изделий.

Сегодня в тени укромных двориков можно видеть, как стайки ребят 10-14 лет под руководством наставника увлеченно работают над изготовлением разнообразных изделий из дерева, украшая их традиционным хивинским узором, хивинские девушки трудятся над восстановлением традиционного хивинского текстиля - набоек, тканей, ковровых изделий. Традиционная культура Хорезма открыла новое дыхание в современной жизни независимого Узбекистана.Искусство народов Хорезма испокон веков формировалось при активном взаимодействии с традициями сопредельных регионов, но ими был выработан свой устойчивый и своеобразный художественный язык и определенные формы. Самобытная культура Хорезма до настоящего времени сохранила свои традиции, которые, творчески обновляясь, обогащают современную жизнь и дарят миру вдохновенные и яркие образцы. Одним из них является Ичан-кала - не только хранитель многовекового наследия культуры Хорезма, но и источник живой развивающейся традиции народного творчества.

 

         

 

Телефон доверия (7/24): +998 62 224 67 37