Бани Анушхана


 

Бани Анушахана были построены в период правления хивинского хана Абулгази (1603 – 1663 г.г.) в 1657 году. Возвратившись в Хиву после удачного похода на Кермине, Абулгазихан устроил  великий пир и всенародно признал заслуги сына и по достоинству оценив их, дал ему знамя, литавры, войско, а также пожаловал Хазарасп (крепость). Постройка бань в честь Анушахана видимо, были также одним из милостей, оказанных сыну со стороны  Абулгазихана, потому что он в конце своей жизни, ещё будучи живым (в возрасте 60 лет) передал трон своему сыну Ануша. Такого поступка кроме Абулгазихана, не совершал ни один из властителей, правивших в Хорезме. После этого, хан отступив в уединение, написал довольно много произведений.

 

P3107818

 

Бани построены в несколько сложном плане, вход в бани через маленькое купольное помещение, примыкающее к Ак-мечети. Для того, чтобы хорошо сохранять тепло, помещения бань чуть заглублены под землю, снаружи видны лишь их купола. Внутри бань находились входной коридор, комната для одежды (раздевальня), мыльная комната (комната для намыливания), парная, бассейн с горячей водой, кочегарка (гулах). Связь помещений между собой повторяет порядок расположения древних бань. Перед помещением кочегарки с очагом (гулах), откуда отапливались бани, сохранился колодец. Вода поступавшая по желобам собиралась в большом чане, горячие газы из кочегарки через систему специальных каналов проходили под полом помещений и обогревали бани, а потом через дымоходы в стенах выходили наружу. Четыре помещения, расположенные вокруг бассейна с горячей водой обеспечивались водой через проёмы в стенах. Площадь глубоких помещений располагалась в таком направлении, что мыльная (грязная) вода через комнату расположенную в самом низу вытекала в специальные ямы.  Помещения бань внутри освещались через оконца, проделанные в верхней части куполов, выложенных из жжёного кирпича, в интерьере бань никаких украшений нет. Стены и поверхность купола  обмазаны влагоустойчивой смесью (в диалекте “хаджжа”, которая приготовлялась путём смешивания солончаковой почвы, находящейся на берегу озёр, при помощи специальных приёмов. Она была известна под названиями белая и чёрная хаджжа (вид ганча), и использовалась в строительстве всех древних зданий в Хорезме. И в наши дни этот вид старинной штукатурки не потерял своего значения). Для того чтобы комнаты были маленькими мастера применяли при строительстве купола, имевшие простое строение.

 

IMG_5998

 

По древнему преданию, рассказанную  старожилами о рождении Анушахана, о прозвании его Ануша, Абулгазихан ёщё до восшествия на престол, будучи наследным принцем полюбил одну черкесскую невольницу по имени Ануш. Но по причине того, что тогда ещё не достиг совершеннолетия, не смог жениться на ней. Прошли годы, Абулгази женился, у него родилось десять сыновей. Но дочери не было. Он долгое время испытывал душевные страдания, думая, что когда умрёт, не останется за ним дочери, которая бы оплакивала его кончину. Однажды, когда у жены, бывшей в положении, приближалось время родов Абулгази собрался на охоту. Перед отъездом он обещал, что того, кто доставит ему радостную весть о рождении дочери, он щедро наградит. По воле судьбы опять родился мальчик. Но повитухи пошли на хитрость, и сообщив что родилась дочь, взяли у хана подарок за радостную весть (суюнчи) и одели новорождённого как маленькую девочку. Абулгазихан в честь своей первой любви дал новорождённой имя Ануша. Прошло достаточное количество лет, “Ануша” вырос в большого юношу, но всё равно продолжал ходить в женской одежде, потому что, рассказав ему о происшедшей истории, от него тоже получили согласие не раскрывать тайны.  Случилось так, что Абулгазихан в войне с Бухарой, в одном из сражений попал в плен. Бухарский хан посадил его в зиндан (подземную темницу). А в это время в Хиве между старшими братьями Ануши началась борьба за овладение ханским престолом. Ануша, услышав о происшествии с отцом, поехал к хану Бухары, просил его освободить отца из плена. Бухарский хан увидев перед собой красивую юную девушку, которая с такого далёкого расстояния из самой Хивы приехала с просьбой о даровании свободы её отцу, смягчился. Но поставил перед ним такое условие, сказав: - “Если ты выйдешь за меня замуж, я освобожу твоего отца”. Ануша дал согласие в ответ на условие хана. Бухарский хан повелел освободить Абулгазихана и привести к нему. Абулгазихан уяснив положение, со стыда чуть не провалился под землю. -“Уж лучше бы я умер, чем видеть такое, быстро возвращайся обратно домой”- повелел он. Ануша в ответ на это ответил:-“Прежде чем убьют вас, сначала пусть убьют меня, я обратно не вернусь”. И Абулгазихан был освобождён из неволи. После этого Ануша обратился к Бухарскому хану со словами:- вы освободили моего отца, но от своего слова не должны отрекаться. Сейчас я раскрою и перед отцом и перед вами одну тайну”-сказав это, снял с себя женскую одежду, рассказал, что на самом деле он молодой юноша, а также про происшедшее некогда событие. Двое ханов одновременно застыли в удивлении. Хан Бухары сдержав своё слово, оказав милость к отцу и сыну отпустил их на Родину. Приехав в Хиву Абулгазихан, сказал следующие слова – “Я сожалел  что у меня нет дочери, но оказывается у меня есть не одна, а десять дочерей и только один сын”,- и вручил престол Ануше, добавив: - “пусть будет венцом твоего трона”,- построил на имя Анушахана бани.

 

IMG_6012

 

Общеизвестно, что бани являются для человека очень большой необходимостью, ещё три тысяча лет назад в древнем Риме  бани считались не только местом, где очищается тело человека, но также местом, где излечивается и предупреждается возникновение различных болезней. О том, что бани оказывают очень большую пользу на здоровье человека хорошо  знали в Иране, Китае, Индии, на земле Турана и строили в городах бани, которые постоянно обслуживали население. Имеются исторические сведения о том, что в начале XVII века в благородной Бухаре было восемнадцать бань. Из известных истории бань в этот период в Хиве было две. Но можно предполагать, что их было гораздо больше.

Первые старинные бани располагались вблизи ворот Палван дарваза и имели очень простое строение, из под земли выступал лишь один купол моечного помещения, построенный под землёй. Эти бани служили населению города очень долго время. Кроме них были ещё бани Анушахана.

Хивинские бани по своему внешнему виду представляют собой уникальное архитектурное сооружение, по типу строительства коренным образом отличаются от других бань Востока. Одна часть здания заглублена в землю, моечные помещения тоже расположены подобным образом. Снаружи видна лишь верхняя купольная часть здания. В банях имелось около двадцати помещений, моющихся обслуживали пять служителей бань. Это были два банщика, один служитель в кочегарке, и два мешкобчи (водоноса). Внутри была также цирюльня, обслуживающая клиентов. В банях был установлен строгий порядок для мытья, в четверг (пайшанба) мылись сановные лица благородного происхождения, хан и его близкие, в пятницу (джума) улемы (верхушка мусульманского духовенства), религиозные деятели, а в остальные дни городское население и лица, пришедшие с селений. Бани находились в ведении ханства, и для них также были выделены вакуфные земли. Мытьё в банях женщинам, детям, иноверцам и лицам с кожными заболеваниями запрещалось.

 

IMG_5288

 

Чтобы отопить бани использовались разные отходы, собранные у хозяйств, проживающих во внутренней части города, кизяк (высохший помёт рогатого скота, лошадей, ослов), которые сжигались в кочегарке бань. Это в свою очередь позволяло содержать территорию внутри города и воздух чистым. Помещения нагревались посредством специальных труб, проходящих под полом бань, имелось парное помещение, с колодца находящегося вблизи бралась вода для использования в качестве запаса. Все помещения, располагавшиеся вокруг большого центрального помещения выполняли какую нибудь функцию. Если в одних можно было помыться, попариться горячим паром, в других помещениях проводились сеансы медицинского массажа. На Востоке горячий пар использовался для лечения болезней ревматизма, ножно-суставных болезней. Табибы (лекари) владели приёмами массажа, они хорошо знали что массаж оказывает большую пользу при лечении нервов, кровеносных сосудов, болей, возникающих в разных частях организма. Табибы смотрели на массаж не как средство, доставляющее покой, а как  средство лечения. Такой вид оздоровления проводился постоянно. Кроме этого в банях имелось специальное помещение, где лечили зубные заболевания, рвали зубы. В Хиве лечение зубов разивалось с давних времён.

В сельской местности вырывание зубов выполняли мастера- кузнецы, цирюльники. В банях Анушахана кроме лечения, вырывания больных зубов, у больных с заболеваниями ”хафақон” (кровяным давлением) брали также кровь. В результате этого обеспечивалось нормальное кровяное давление больного.  Лечение при помощи этого приёма на Востоке с древности было традиционным.

Вместе с мытьём в банях Анушахана клиенты восстанавливали своё здоровье, отдыхали. Внутри бань размещалась чайхана для клиентов со всеми условиями для их отдыха, в беседе за чашкой чая. Здесь же в специально отведённой комнате чайханы приготовлялись кроме чая, лечебные настойки из корней, листьев, плодов и цветов целебных растений. Торговля целебными настойками осуществлялась здесь же. Бани Анушахана в своё время оказывали бескорыстную службу населению города, тут не будет преувеличением сказать, что они являлись также своего рода специализированной лечебницой своего времени.

В настоящее время бани реставрированы и продолжают оказывать населению города и приезжающим туристам службу по своему назначению.

Внешний вид и интерьер бань, их история и предания, связанные с ними возбуждают интерес иностранных туристов и гостей нашего города.

       
              

Ак-мечеть

Ата-Дарваза

Бани Анушхана

Бастион Акших бобо

Ворота Багча Дарвaза

Ворота Палван Дарваза

Ворота Таш Дарвaза

                                            Далее...







     

 

Телефон доверия (7/24): +998 62 224 67 37