Медресе и минарет Мухаммад Амин-хана 


 

В ханский период в городе Хиве действовало 64 медресе, самым крупным и красивым из них считалось медресе, построенное хивинским ханом Мухаммед Амином, которое хорошо сохранилось до настоящего времени.


Медресе расположено в западной части Ичан-калы, с правой стороны при входе с главных ворот Ата-дарваза. Это архитектурноеDSC_0854

сооружение построено большим и роскошным в соответствии с своеобразными приёмами строительного мастерства своего периода. Медресе сложено из жжёного кирпича, толщина его стен достигает 1,5 метров. Медресе выстроено в 2 два этажа, состоит из 130 келий (худжр), в которых согласно историческим документам одновременно проживало и получало образование 260 студентов.

Учёные-историки так освещают историю строительства медресе и минарета: - “На четвёртый год правления (ханствования) Мадаминхан в стороне кыблы (в Хиве условно юг) напротив Арка начал строительство медресе и минарета. Осуществлять его строительство повелел Бекнияз диванбеги. Когда Бекнияз начал строительство, надзирать за ним поставил Мухаммед Карима дивана. Мухаммед Карим найдя известных мастеров Хорезма, занялся делами (по строительству). По повелению хана в Ангарике (селении) у подножья пустыни также было начато строительство загородного дворца-хаули и сада, и возглавлять его со стороны Абдулла Кушбеги был назначен Исмаил диван ибн Адина диван. В 1851 году был объявлен конкурс по строительству медресе Мухаммед Аминхана и проект, начерченный главным мастером Хивы (устабаши) Абдуллой “джином” понравился хану. Медресе было выстроено за три года. Довольный хан повелел Бекниязу диванбеги подготовить всё необходимое для проведения больших торжеств и пиршества. Пришедшие на пир братья и близкие родственники хана были одарены золототкаными халатами и резвыми скакунами. Никто из принявших участие в торжествах не остался без подарка. Поэты-современники воспев здание медресе в стихах с зашифрованной хронограммой, тоже были одарены ханом. Рядом с медресе было начато строительства такого величественного минарета, что поэты воспевали ещё недоконченное его сооружение словами -“Как столп, подпирающий купол небес”.

Портал медресе был украшен красивыми майоликовыми плитками и на них почерком в стиле насталик арабской каллиграфической письменности были написаны восхваления строителям медресе. В произвольном переводе они звучат так:

“По воле всевышнего, по повелению султана своего времени Абулгази Мухаммед Аминхана ибн Аллакулихана (да будет светлой его могила), со словами, пусть будет оно обителью  доброты, возведено данное благословенное медресе, дата хиджры 1270” (1854 год).

Медресе по своему архитектурному строению похоже на другие ему подобные здания. Оно построено симметрично, в два этажа, в плане прямоугольное с просторным двором такой же формы. Медресе по четырём углам оформлено угловыми башенками-гульдаста. DSC_2769 Особенно примечательны башенки, расположенные по обе стороны центрального портала медресе. За главным фасадом медресе расположены пятикупольный мионсарай, зимняя мечеть, аудитория и подсобные помещения. Кельи первого этажа служили в качестве жилья и подсобных помещений, на втором этаже жилые комнаты снабжены открытыми в одну сторону арочными лоджиями, которые придавали зданию привлекательность. Внутренний двор оформлен четырьмя маленькими порталами, лицевая часть которых украшена майоликой с хивинскими узорами, среди которых вплетены каллиграфические надписи арабского письма в стиле “сульс”. В оконные проёмы медресе установлены ганчевые узорные решётки панджара. В нижней части стен на цоколь медресе уложен гидроизоляционный слой из горных камней (высота его составляет 68 см). Общие размеры медресе – 71,7 х 60,0 м; внутренний двор медресе – 38,0 х 38,0 м. Зимняя мечеть – 9,4 х 8,4 м; Аудитория -5,6 х 5,5 м; летняя мечеть– 5,6 х 5,6 м; высота портала – 25 метров.

По описанию прибывшего в Хиву в 1863 году путешественника А.Вамбери медресе Мухаммед Аминхана (в диалекте Мадаминхана) было построено по типу караван-сарая, минарет находящийся рядом с медресе остался незавершённым вследствие трагической гибели хана. 130 келий (худжр) медресе были рассчитаны на 260 студентов, для медресе отведены вакуфные земли в определённых размерах. Площадь этих земель составляла 32525 танапов, выращенный и собранный с них урожай распределялся между учащимися (студентами) и служителями медресе. Поступающий годовой доход с этих вакуфных земель составлял  12000 хивинских батманов (батман – 20 кг) пшеницы и  5000 тилля (золотых монет) денег. Распределение доходов (было нижеследующим):

                        Батманов пшеницы      тилля

         5 ахунов           3000                     150

         1 имам              2000                      40

         1 муэдзин         200                        40

         2 слуги              200                        40

         1  цирюльник   200                        40

2-ум мутевелли поступала 110 часть всего дохода медресе, оставшаяся часть распределялясь между студентами, которые делились на 3 класса (ступени).

         1-класс                 60                         4

         2-класс                 30                         2

         3-класс                 15                         1,32

В каждой худжре медресе проживало по 2–3 студента, двери всех худжр выходили во двор медресе и в каждой худжре был установлен очаг. В медресе преподавали религиозные и светские науки, одновременно с этим были запрещены развлекательные игры, а также пение песен. Срок обучения в медресе было неограничен, некоторые студенты учились на одном курсе по 3 – 4 года, даже, по 8 – 10 лет. Обучение в медресе осуществлялось по 3 ступеням:

1. Начальной “адно”

2. Средней “авсат”

3. Высшей “аъло” группах.

В начальной ступени обучали арабской грамматике, логике, законам шариата, религиозным обрядам, литературе на арабском и персидском языках. В течение оставшихся двух ступеней студенты усердно изучали “тахсиб” (логику), илохиёт (богословие), правоведение и другие науки. В медресе принимали сына каждого мусульманина, достигшего возраста 15 лет, учитывая его грамотность и способности. Учащихся называли мулла или талибул илм. Из среды студентов, окончивших медресе  выходили затем поэты, историки, писцы-каллиграфисты, учёные и образованные люди. В медресе размещались большая библиотека и управление Высшего казийского суда.

Минарет Мухаммед Аминхана


DSC_4567 Как известно, строительство минаретов было связано с распространением исламской религии в крае. Минареты обязательно строились вокруг каждой мечети или медресе, они использовались для призыва с них мусульман на совершение молитвы. Позднее, они также, начали строиться в качестве украшения города и демонстрации силы и мощи властвующих государей. Поэтому древние памятники восточных городов нельзя представить без минаретов. Если из цепи десятков архитектурных сооружений Хивы, известных всему миру убрать минареты, то облик города стал бы бедным и невзрачным. По свидетельству исторических источников вблизи каждой мечети и медресе возвышался минарет. Одним из самых знаменитых минаретов, построенных в Хиве является незавершённый строительством минарет Мухаммед Аминхана.

Форма минарета представляет собой усечённый конус, который хотя и в незавершённом состоянии выглядит очень внушительно. Если исходить из динамического сужения минарета, то после завершения высота его достигнув около 70 – 80 метров, он должен был быть самым большим и высоким минаретом в Средней Азии. Если наблюдать инсоляцию (преломление лучей, падающих на майоликовую поверхность минарета) солнечных лучей, падающих на минарет, то можно заметить что цвет майолики не меняется. Потому что, солнечный луч, воздействуя на любой предмет, меняет его окраску, то есть начальная окраска предмета  белеет или становится менее сочной. Это обстоятельство на минарете незаметно. Несмотря на то, что прошло довольно много времени со дня его сооружения, минарет выглядит совершенно как недавно построенный. В архитектуре синие, зелёные, голубые краски характеризуются как “холодные тона”. Хотя здесь  в большинстве применена белая окраска, она выглядит как будто оформленная и использованная из “тёплой” цветовой гаммы. В майолике использованы красноватые тона, но это почти незаметно для глаз. Здесь сохранена целостность, цветовая гармония. В украшениях минарета применялись в основном в большом количестве  геометрические узоры (гирих). На вершину минарета ведёт лестничный ход с уровня второго этажа, то есть, на минарет можно взобраться по деревянным спиралеобразным лестничным ступеням ведущим на верх. Эти ступени время от времени реставрировались. Минарет был начат строительством в 1853 году Мухаммед Аминханом и в 1855 году после убийства хана во время военного похода на Северный Иран и возведении на трон Абдуллахана строительные работы были приостановлены.

Недостающие надписи на арабском шрифте на фарси, на майолике, отпавшие со временем с верхней части минарета были восстановлены в 1997 году, накануне празднования 2500 летия города Хивы. Реставрацию этих надписей на майолике производили мастера реставраторы акционерного общества “Хаёт”. Надписи на фарси со стихами Агехи были восстановлены в своём первозданном виде. Восстановление букв на майолике осуществил мастер-реставратор майоликового искусства  Рустам Тахиров. Содержание их текста примерно, нижеследующее: “Возведён высокий минарет, доставляющий усладу человеческой душе. Подобного ему ещё не видели очи небес. Слава его достигла эмиров земли. Его стороны лишены вины и недостатков. Если узреть их глазами справедливости, то дерево кипарис перед ним будет подобно мелкой соломе. Он лучше дерева Тубо умиротворяет сердца. Его красивый вид изменил лик земли и небес подобно раю. Он стал таким столпом небес, что разумом это невозможно понять. По этой причине Агехи написал год его строительства “Бесконечный столп небес”, построен в год хиджры 1271(1855)”.

DSC_3203О строительстве минарета Мулла Алим Махдум хаджи в труде “История Туркестана” пишет следующее: “После завершения строительства медресе по повелению хана был издан указ о строительстве рядом с медресе самого высокого минарета. В период продолжения строительства минарета (1855 год), Мухаммед Аминхан совершает поход на Иран и погибает как мученик (шахид), в результате минарет, который он начал строить, остаётся незавершённым.

В действительности история этого события такова: Мухаммед Аминхан в хиджры 1271 году во второй день недели, душанба, (ныне считается понедельником)  месяца жумадул охир был убит в местности Канлитепа, находящейся в подчинении Серахса. Ему было около тридцать пяти лет, когда туркмены убив его, отрезали ему голову, которую вместе с головным убором (кулах), короной и другими вещами на пятнадцатый день этого месяца доставили в Тегеран, во дворец шаха. Но, Насриддиншаху этот поступок туркмен пришёлся не по душе. Потому что, властитель Хивака и сын хана Хорезма, начиная с его отцов и дедов, как и шах Ирана верно служил аллаху и соблюдал устои господина мавлаи Ханифа Ахмадия, в интересах пророка Мухаммеда, (он) не откладывая дело на долгий срок издал шахский указ, построить в Тегеране, рядом с центральными воротами государства мавзолей с высоким куполом, в котором вместе с головой хана были захоронены все его вещи и принадлежности, прочитана поминальная молитва из Корана и для умиротворения его духов, даны пожертвования бедным и обездоленным.

Суть истории событий в Канлитепе такова, что, Мухаммед Аминхан каждый год совершал военный поход (чаповул) для наказания не повиновавшихся ему туркмен Мерва и Серахса, также на иранцев. В один из таких походов в сражении при местечке Канлитепа, лицо по имени Ниязхан ибн Уразхан Серахси отрубил хану голову, захватил его вещи и принадлежности. Из визирей и командного состава 14 человек, которые были двоюродными братьями по отцу, а всего 32 человека, погибли в сражении. Среди них хорезмский казий, Бекчан Диванбеги, Худаярбий, Абдулла махрам, Давлатярбий, Бекчан сардар, Ниязкули мингбаши, Аллақули юзбаши, Хакназар мингбаши, Давлатнияз юзбаши, пришедшие во главе 1000 конных всадников на помощь. Бекмурад и Мухаммед Шейх арбабы с 2000 конными всадниками всегда совершали военный набег (чаповул) на Хорасан. Из них погибло 70 человек. Джафар Окай, который был правителем и Мирахмед Джамшиди, который был визирем, они оба были тяжело ранены”.

DSC_4524 Об этом минарете среди народа имеются также, отдельные предания: -“Рассказывают, что хан Хивы повелел построить в городе очень
большой и высокий минарет. Он дал указание, о том - “Чтобы с его вершины было бы видно древнюю Бухару”. Прослышав об этом эмир Бухары заключил с зодчим, строящим минарет тайный договор, по которому сразу же после завершения строительства минарета, он должен был построить минарет ещё выше чем хивинский. В награду за это эмир обещал ему очень большое количество тилля (золотых монет). Узнав про это хан решил сразу после строительства минарета умертвить мастера. Услышав о намерении хана мастер исчез, оставив минарет в недостроенном состоянии. По этой причине среди народа об этом  бытуют стихи -“Медресе Мадаминхана завершено, а минарет его недостроен, Мадаминхан своего желания не удостоен”. Несмотря на это минарет даже в этом состоянии выглядит величаво и красиво. Он украшен майоликовыми плитками разных расцветок. В начале нашего века народ, возвеличив его, прозвал “Улли минар” (“Великий минарет”). “Кок минар” (“Голубой минарет”). Современники так описывали Мухаммед Аминхана. Прибывший со стороны шаха Ирана послом Мирза Ризакулихан Ширази Лалабаш в своей книге путешествий так повествует об этом: “В этом вилаяте сражений, ссор, воровства, отказа вернуть денег, взятых в долг не бывает. Никто друг с другом не ссорится, даже голос не  повышает. Из подданых, какого бы сословия он ни был, высшего или низшего, если у него есть что заявить, он без никаких препятствий сможет пойти к его высочеству Хану Мухаммед Аминхану и изъявить ему свою просьбу (жалобу). Если это светское дело, он сам выносит решение, если же это шариатское дело, он поручает его Кази каляну. Взимая только закят, в остальном на чужое имущество не претендует. При закяте взимает одну часть из сорока, в денежных отношенияхх не притесняет. В этой стране всё дёшево, фруктов много и они очень вкусны и дыни их превосходны, плоды шелковицы (тута) вкуснее чем в Шамране, а инджиры лучше чем в Мазандеране. Но виноград не так хорош. В хозяйствах и каналах полно воды. Хан Хивы взял на себя обеспечение водой и землёй своих подданых. Каждому отводится участок земли по одному танапу, выходящему в путешествие (поход) выдаётся один конь, для навьючивания груза в путешествии – по два верблюда. Поэтому, не знающим об этом (врагам) его десять тысяч воинов покажутся как тридцать тысяч, вселяя страх в сердца чужих. Территорию вокруг дворца (Урды) они прокапывают. Если чей-то конь или верблюд умирают в походе, хозяину возмещают потерю деньгами его стоимости, каждому вернувшемуся с похода выдаётся пять туманов. Зарплата каждого человека не превышает пятьдесят туманов. По этой причине вилаят благоустроен и его казна никогда не бывает пустой”,- заканчивает он своё описание поведений и нравов местного населения.

Медресе Мухаммед Аминхана в 1979 году было отреставрировано и приспособлено под гостиницу для приезжих туристов. В настоящее время сюда приезжают туристы со всех уголков СНГ и из-за зарубежа.

 

         
  

Ак-мечеть

Ата-Дарваза

Бани Анушхана

Бастион Акших бобо

Ворота Багча Дарвaза

Ворота Палван Дарваза

Ворота Таш Дарвaза

                                            Далее...







 
 
 
 
 
 
 

 

Телефон доверия (7/24): +998 62 224 67 37