Медресе и минарет Ислам-Ходжа


 

Визирь и тесть хивинского хана Исфандиярхана II Сейид Ислам  Ходжа в 1908 – 1910 годах построил вблизи комплекса мавзолея Пахлавана Махмуда медресе и минарет. Ислам Ходжа был одним из знаменитых людей своего времени. Он вложил много сил и труда по благоустройству города. Его стараниями в Хиве были построены здания больницы, почты, телеграфа, ворота Коша-дарваза, дворец официальных приёмов в комплексе дворца Нуруллабай, новые мосты из железных конструкций в некоторых местах Хорезма. Главным зодчим минарета был устад Худайберген ибн устад Баба Хорезми, строительство медресе осуществил мастер Худайберген хаджи, майоликовые узоры медресе и минарета, на основе эскиза узоров Эшмухаммеда Худайбердиева, были выполнены мастерами-керамистами из селения Мадыр Ханкинского района Балта Ваисовым и Мадаминовым. В связи с строительством минарета поэт Ниёзи написал стихотворную хронограмму, состоящую из 48 строк, точно такая же хронограмма в стихах из 47 строк была написана к строительству медресе. Эти обе хронограммы были вырезаны на мраморных плитах мастером резчиком по мрамору уста Худайберген Диваном и установлены над входной дверью медресе,  а также на наружной части минарета на высоте 10 метров от земли. В качестве вакуфа  для медресе Ислам Ходжа выделил из земель, принадлежащих ему 14 тысяч 451 танапов земли.

Медресе состоит из 42 худжр, в которых учились и проживали 50 студентов, передняя часть медресе выстроена в 2 этажа. Справа от входа в вестибюль расположено просторное помещение зимней купольной мечети. Внешнее строение и украшение главного фасада медресе, связанного с минаретом по архитектурному замыслу не отличается от других медресе Хивы. Боковые крылья портала оформлены рядом двухэтажных арок и угловых башен-гульдаста. Верхние части арок украшены отдельными узорами в виде кантов и глазурованными плитками. Небольшой двор медресе окружён одноэтажными кельями для студентов. На стенах двора нет никаких украшений. С задней стороны запортальной части над худжрами первого этажа выстроен одноколонный айван. Как уже указывалось, самым большим в медресе является помещение купольной мечети, которое занимает всю юго-западную сторону медресе. Интерьер мечети выполнен в характерном для творчества хивинских мастеров типе большекупольного помещения. На южной внутренней части стены мечети под арочное пространство и михраб мечети украшены майоликовыми плитками с узорами и резными ганчевым орнаментом, создающими прекрасную картину.

Минарет Ислам Ходжа, находящийся рядом с медресе был выстроен одновременно с ним. Высота минарета 56 метров, диаметр окружности нижней части 9,5 метров. При строительстве минарета были использованы архитектурные приёмы и методы мастеров зодчих прошлых веков. Верхняя часть минарета утончаясь к верху, завершается изящным карнизом и купольным фонарём с навершием в виде полумесяца. Поверхность фонаря украшена окантовкой, набранной из керамических кирпичиков разных форм. Пространство между ними заполнено майоликовыми плитками разных расцветок. Фонарь и карниз украшены глазурованными майоликовыми кирпичиками зелёно-голубых, светло-синих (голубых) и белых тонов. По этой причине верхняя часть минарета особо выделяется на фоне яркого неба. Глазурованные красочные кирпичики представлены в виде узорной, ленты опоясывающей конусовидный корпус минарета по окружности в нескольких местах. Принимая во внимание эти особенности минарета, местные старожилы утверждают что, - “На минарете Ходжа представлены украшения четырёх времён года и двенадцати месяцев”. В простых и конкретных формах минарета можно заметить новые приёмы возведения сооружений, привходящих в архитектуру Хивы. Характерные для архитектуры Хивы того времени новые строительные формы нашли своё отражение во вновь построенных зданиях нового типа – почты, телеграфа, новометодной школы и больницы. Мастера наряду с использованием приёмов древних конструкций и украшений, применяли кладку кирпичей по-русски, новые формы арок и перекрытий в строительстве этих зданий.

Установленное на верхней части минарета 2,5 метровое купольное навершие, изготовлено из металла, называемого патал (смесь бронзы, латуни и меди). Изготовленное из этого металла навершие в течение определённого времени блистало как золото.

Навершие минарета было заново реставрировано накануне 2500 летнего юбилея города Хивы, с нанесением на его поверхность тонкой плёнки золотого покрытия. В настоящее время в помещениях медресе размещается и осуществляет деятельность экспозиция музея “Прикладного искусства Хорезма”.

В медресе, в 1983 году, к 1200-летию Аль-Хорезми создана экспозиция «Прикладного искусства Хорезма». Автор тематико-экспозиционного плана зам. директора по научной части Искандаров Р. Всего в экспозиции выставлены 387 предметов прикладного искусства Хорезма. В отделе большая коллекция резьбы по дереву, чеканки по меди, ювелирного искусства и ткани. В разделах имеются уникальные экспонаты мастеров резьбы по дереву Ота Палванова, Абдуллы Балтаева, Сапа Багбекова. В настоящее время ведется работа по комплектации экспонатов для проведения реэкспозиции пополнения разделов отдела прикладного искусства. Полезная площадь под экспозицию 420кв. м. 

 

     

 

Ак-мечеть

Ата-Дарваза

Бани Анушхана

Бастион Акших бобо

Ворота Багча Дарвaза

Ворота Палван Дарваза

Ворота Таш Дарвaза

                                            Далее...







 
 
 
 
 
 

 

 

Телефон доверия (7/24): +998 62 224 67 37